Когда началась война, моего деда призвали в армию, и он ушел на фронт. Бабушка, Мачульская Клавдия Яковлевна, оставшись с тремя крошечными детьми, не могла справиться без поддержки родственников (у прабабушки, так сложилось, и у самой не было своего угла). Тяжелейший, первый год войны, едва выживая, она собрала детей - дочь шести лет, моего отца (ему тогда еще не исполнилось трех лет), годовалого моего дядю, и поехала из Кемеровской области в Краснодар разыскивать родственников своего мужа. Ехали долго, со всеми адовыми мучениями, о которых много фильмов снято, и пересказывать это со слов бабушки, наверное смысла не имеет.
Где-то в районе Сталинграда, она потеряла кошелек со всеми своими сбережениями, и думала, что сойдет с ума, еще не зная, на какие лишения ее обрекает война.
В начале 1942, по прибытии в Краснодар, она разыскала сестру моего деда, но встречена была холодно, по той самой причине: "Приперлась! Орава детей, без денег...". Кому нужны лишние рты, тем более когда идёт война? В довершение картины, они с моим дедом не были расписаны в ЗАГСе. По тем временам - это проклятие!
Нужно отметить, что бабушка была не из робкого десятка, и не боялась никакой работы. Зарабатывала поденной работой - убирала у кого-то в доме за кусок хлеба, что-то перепродавала, денег едва хватало на еду и съемную комнату. От деда вестей не было. На тот момент он уже находился в немецком концлагере (раненным был взят в плен под Харьковом).
Первая трагедия обрушилась внезапно - дети заболели корью. Лечить было некому и не где. Дочь, Лиза умерла... Сгорела от высокой температуры. Спустя годы, бабушка так и не найдет могилу свой дочери на Всесвятском кладбище.
Едва оправившись от похорон, - новый удар! В августе, в Краснодар вошли части вермахта. И вот, вам - жизнь преподносит порой удивительные совпадения! Хозяйка квартиры, со съемной комнатой, в которой жили мои родственники, приходилась двоюродной сестрой одному из руководителей Гестапо в Краснодаре.
Я не знаю деталей, но бабушку кто-то предупредил, что хозяйка квартиры слила своему кузену информацию, о жене красноармейца, расквартированной в ее апартаментах.
Едва успев схватить детей, молодой женщине пришлось с августа до февраля месяца прятаться по подвалам, сараям и чердакам, без права выхода на улицу. Были облавы, людей увозили в газовых камерах и закапывали во рвах за городом. На свой страх и риск она шла в город чтобы где-то раздобыть кусок хлеба.
Был у нее, однако, ангел-хранитель. В самые острые моменты, ей удавалось избежать непоправимого, рокового стечения обстоятельств.
Она рассказывала мне, как горел Масложиркомбинат, и люди, подхватив эти слухи, бежали со всего города с котелками наперевес, чтобы вырвать из пожарища, хоть что-нибудь, даже не о еде шла речь, люди были готовы погибнуть из-за куска мыла. Немецкая охрана косила бегущую массу людей, автоматными очередями, некоторые, не удержавшись под напором толпы, падали в котёл, с кипящей массой.
В канун новогодних праздников 1943 года, немецкая комендатура развозила по домам приглашения для детей на новогоднюю ёлку. В приглашении было указано, что будут раздавать подарки бесплатно. Какие-то знакомые передали приглашение и ей, и страшно подумать - она решилась! Решилась потому, что пухли от голода, и точно было не понятно - выживут ли?
Елка проводилась в старом здании школы на улице Коммунаров, какой-то офицер, заприметив смазливую молодую мамашу, решил пошутить, и вырвав из ее рук младшего, приставил к его виску пистолет с криком: "Пух-пух!", потом громко смеялся, демонстрируя солдатам, испуганные глаза ребенка... Обошлось вроде, дядьку моего вернули насмерть перепуганной бабушке, но первая в жизни "Ёлка", для моего отца и дядьки, всё же, не состоялась.
Когда народ подтянулся и вот-то должен был начаться праздник, к бабушке подошла хорошо одетая женщина, и прошептала ей, чтобы она немедленно уходила. Сказала, что будут отбирать детей и всех участников праздника угонять в Германию.
"Откуда взялись силы - говорила моя бабушка - не знаю! но летела, дроги не разбирая, лишь краем глаза заметила, как к школе подъезжали грузовики и из них выпрыгивали немецкие солдаты".
Та женщина, которая помогла в очередной раз избежать трагедии, оказалось - работала переводчицей в комендатуре. Когда части красной армии освободили город, и стали разбираться с предателями и лояльными оккупантам, арестовали и эту переводчицу. Бабушка давала показания в НКВД, и говорит, что эту святую женщину удалось спасти, поскольку она спасла от гибели в то страшное время очень многих.
*
Судьба послала моей бабушке долгую жизнь, дожила она до свадьбы правнуков. Она победила в той войне. Ей было 28 лет...