Одна из самых больших проблем человека - это самоидентификация. В обыденной жизни мы об этом редко задумываемся, пока нас в упор не припрет этот простой вопрос - Кто я есть на самом деле?
Однажды мне реально пришлось мучительно тяжело давать быстрый ответ, вместо которого вышло какое-то невнятное мычание. Позже я много раз продумывал, что бы я ответил, если бы умел думать быстрее, или у меня было бы время на подготовку, но история не имеет сослагательного наклонения.
А дело было так... Искал я работу (тогда еще до меня не доходила вся абсурдность этого занятия), и после двух собеседований, в одной нефтяной компании, вроде как выразили готовность меня принять, но решение тянулось долго, и в конце концов я даже забыл об этой вакансии. А вакансия была такая: нужно было с нуля построить киностудию. Называлась она - "директор телезавода", суть не в ней...
Спустя месяц или полтора, мне позвонили и пригласили в очередной раз, якобы для вынесения окончательного решения, ну я и поперся. Подходит мое время, захожу в кабинет большого начальника, и вижу - поодаль, сидит маленький, лысый человек, с очень знакомым лицом, перекошенным гримасой презрения. Начальник меня спрашивает: "Я вас пригласил, чтобы вы побеседовали с моим компаньоном. Думаю, что его не надо вам представлять". Ну, действительно, чего мне представлять Федора Сергеевича Бондарчука? Его каждая собака знает! Между тем, Федор Сергеевич долго мешкать не стал, да так с ходу и спросил: "Ты кто?"
Все, что произошло потом, возможно, разрушило очередной, интересный шанс в моей судьбе реализоваться в качестве "директора телезавода", ибо я начал нести откровенную, несвязную чушь. Этот вопрос был как удар поддых!
Почему я вспомнил эту историю?
Проснулся ночью, и по обыкновению лежал и думал, о том, почему мы так несуразно устроены... Государство наше, политика вот эта вот - ворство, коррупция, беззаконие... Вот это всё... И меня осенило! Наш народ под натиском революционных перемен лишили сословности. Ну, смотрите - задай Бондарчук этот вопрос человеку, из какого-нибудь конца 19 века. "Ты кто?" - "Граф Тпрутпрункевич!"... Уже есть время для передышки, чтобы собраться в кулак, и рассказать о своей службе в кирасирах, о пожертвованиях и концессиях, фамильном серебре, и родстве с самим Пушкиным. Или же, к примеру - "Мещанин Хохолков". Тоже достойно, понятно, чего ждать от отпрыска средней городской семьи.
С 1832 года до Октябрьского переворота 1917 года, в России действовало почетное гражданство. Такое сословие получали выходцы из мещан и духовенства, имеющие особые заслуги перед отечеством. Данное сословие было двух видов: "Почетный Гражданин" и "Потомственный Почетный Гражданин" - сословие, передававшееся по наследству. Кроме грамоты, медали и прочих атрибутов, "Почетные граждане" имели ряд привелегий и льгот.
Вот, спросил бы меня Федор Сергеевич: "Ты кто?", а я ему: "Потомственный почетный гражданин России"... И имею право, между прочим, ибо прадед по линии отца принадлежал к этому сословию. И всё! Представился, а потом, можно было переходить к заслугам.
Я понимаю так, что сословие определяет многое. К примеру, идет человек во власть, и его поддерживает вся его фамилия. Проворовался - позор для всей фамилии! Потому, что он несет ответственность не только за свои поступки, он представляет герб своей фамилии, по которой судят, в том числе и о том, на каких принципах его воспитывали.
Мы тут, с одним товарищем зарубились по поводу демократии в Англии. Дело в том, что в Англии, законодательно действует конституционная монархия, и по конституции, право назначения на ключевые посты, равно как визирование законодательных актов - прерогатива королевской семьи. "Почему же тогда, - спрашивает меня мой оппонент - ты считаешь, что в Англии демократия а у нас нет?". Потому, что в Англии каждый лорд палаты общин, несет реальную ответственность перед теми, кто стоит за его спиной. А какую ответственность и перед кем, несут наши депутаты? Она - эта ответственность, размыта, не ясна, аморфна. Это не законодатели, а представители такой разновидности шоу-бизнеса! Ну, это политика... Тут, о другом речь.
Проблема самоидентификации в нашем обществе реальна, и пока мы, или уже наши дети, не получат навыка самоидентификации, этот хаос так и будет продолжаться: мы не знаем - кто мы, мы понятия не имеем - кто наши соседи... Мы не понимаем: кто - есть кто? Как же мы можем строить общество ответственных людей?